Интерьерная ткань Боголан подушки

Грязевая ткань Боголанфини/ Mud Cloth (Мали)

Грязевая ткань Боголанфини/Bogolan /Mud cloth

В этой заметке расскажу об африканской Грязевой ткани Боголанфини: происхождение, описание, техника производства, скрытый смысл рисунков.

Африканская грязевая ткань, как мы могли бы ее назвать, более формально называется Bògòlanfini  (“Бо-го-лан-фи-ни”). Ее делает народ бамана, который населяет большую территорию к востоку и северу от Бамако в Мали, Африка.  На языке бамана (одна из этнических групп в Мали) «бого» означает «земля, глина», «лан» — с, «фини» — ткань. Еще одна версия названия — коричневый раствор для окрашивания ткани готовили из толченых листьев дерева Боголон (Bogolon).

Mud Cloth | 21.04.2024

История Боголанфини/ Mud Cloth (Мали)

Бамако является столицей, а также крупнейшим городом Мали,  расположен на реке Нигер, недалеко от порогов, разделяющих долины Верхнего и Среднего Нигера, в юго-западной части страны. Название Бамако происходит от слова Бамбара, что означает «Крокодиловая река».

Когда-то, в средние века, королевство Мали было доминирующем в Западной Африке, но потом его потеснила Империя Сангай, разграбили берберы, потом пришли европейские колонисты. Колониальный гнет к 1960-м годам Мали сменила на социализм, в начале 90-х годов прошлого века на демократию.  Политическая ситуация в Мали до настоящего времени остается нестабильной и напряженной. Страну регулярно сотрясают перевороты, бунты и смена власти.    Сегодня бывшая французская колония Мали — одно из крупнейших по размерам и самых бедных государств Африки. Страна не имеет выхода к морю, значительную часть ее территории занимает пустыня Сахара.

На протяжении веков в Мали менялось многое. Неизменным остался лишь процесс создания грязевой ткани. И в богатейшей империей континента, и в беднейшей африканской стране.

Боголанфини, или грязевая ткань, — это живая форма искусства, техники и мотивы которой передавались из поколения в поколение на протяжении веков. Сегодня эти ткани используются  для участия в важнейших жизненных событиях, таких как рождение, брак и смерть. Охотники Бамана также носят Боголанфини в виде красной полоски ткани с кожаными амулетами, вышитыми по всей длине, сильными визуальными символами сверхъестественных сил, которыми, как считается, должны обладать успешные охотники.

Каждый кусок этой африканской ткани рассказывает свою историю. Нет двух одинаковых полотен. Каждый узор и цветовое сочетание имеют свое значение. Символы, расположение, цвет, а также форма грязевой ткани — все это имеет значение и определяет социальный статус, характер или род занятий человека.

Технология создания грязевой ткани

Хлопок выращивается на территории Мали, собирается, прядется вручную и подготавливается для окраски. Мужчины используют небольшие ручные  ткацкие станки, сплетая хлопок в длинные полосы (ок. 15,5 сантиметров в ширину).  Потом от 5 до 9 полос сшивают вместе от края до края, создавая полотна размером  до 114 x 183 сантиметра.

После плетения и сшивания полосок вместе женщины обычно берут на себя подготовку грязевой ткани.

  • Сшитые полотна промывают в кипящей воде, чтобы хлопок усел и больше не деформировался.
  • После того, как хлопковое полотно высохнет, его замачивают в специальном растворе из толченых листьев деревьев Боголон или Ченгура, которые растут в Мали. Темный раствор позволяет ткани впитывать грязевую краску. По мере высыхания в результате этого процесса ткань приобретает желтоватый цвет, который в последствии слегка тускнеет.
  • Грязевой краситель изготавливается из богатой железом грязи, которую собирают со дна прудов, смешивают с водой и оставляют бродить в течение года, в результате чего грязь становится коричневой, почти черной. Эта грязь затем используется для нанесения рисунков. Краситель получается разных оттенков — от светлого, почти желтого до темно-коричневого.
  • Для нанесения грязи на ткань используют палочки, тростник, полоски бамбука, кисти из пальмового волокна, перья и другие инструменты.
  • Иногда, чтобы цвет орнамента стал темнее или ярче, грязевый краситель наносят несколько раз.
  • После — орнамент сушат. Потом заново стирают в травяном растворе, чтобы удостовериться, что краска хорошо пристала к ткани. Этот травяной раствор способствует дополнительному закреплению краски на ткани.
  • Отбеливание —  заключительный этап изготовления грязевой ткани. На те участки ткани, где нет грязевого рисунка, наносят едкую соду. Так рисунки становятся более яркими и контрастными.

 

Mud Cloth | 21.04.2024

Дизайн грязевой ткани Mud Cloths

Сегодня есть и упрощенный способ создания грязевой ткани. Хлопок окрашивают в желто-рыжие цвета. И после высыхания черной краской наносят традиционные орнаменты. Но такая ткань считается дешевой и не такой престижной, как оригинальный Бологан.

Искусство создания Бологанфини — канонично. Художники не придумывали свои, оригинальные орнаменты, а создавали новые комбинации из существующих паттернов.  Многие из них имеют свои названия. Некоторые названия основаны на внешнем виде рисунка, например «рыбьи кости», «маленькие звездочки» или «квадраты».

Распространенный узор в форме креста, расположенный по диагонали внутри квадрата, называется «подушка для головы мавританской женщины» в честь дорогих вышитых кожаных подушек, которыми владеют эти женщины. Такие дизайны подразумевают как женственность, так и богатство.

Mud Cloth | 21.04.2024

Мы - первый в РФ официальный поставщик тканей с африканским восковым принтом

В нашем онлайн-магазине вы можете купить ткани с африканским восковым принтом. Мы работаем напрямую с производителями. Только официальные поставки. Никакого серого импорта.

Mud Cloth | 21.04.2024

Ткани из ЮАР

От 570 рублей за метр

Mud Cloth | 21.04.2024

Ткани из Танзании

От 700 рублей за метр

Mud Cloth | 21.04.2024

Ткани из Кот-д'Ивуар

От 1000 рублей за метр

Корзина для покупок
Прокрутить вверх