Содержание
- 1 Предыстория
- 2 Искусство ндебеле
- 3 Правительство апартеида и ндебеле
- 4 Именно женщины были носительницами всех ноу-хау искусства ндебеле
- 5 Живопись ндебеле не фигуративна. Это — подробный детализированный узор с красочной геометрией
- 6 Для вдохновения использовали все вокруг
- 7 Как и чем красили
- 8 Мода на искусство ндебеле
- 9 Сегодняшние дни
Ндебеле — народ банту, принадлежащий к группе нгуни, проживающей в Южной Африке. Их геометрические абстрактные узоры известны на весь мир. Племенные принты и украшения Ндебеле вдохновили многих дизайнеров на создание фантастически прекрасных предметов одежды, интерьера и аксессуаров. Среди них Кристиан Лабутен, Александр Херчкович, Киван Холл, Мара Хоффман и многие другие.
Женщины ндебеле известны во всем мире тем, что носят кольца на шее, а также массивные украшения, которые могут весить более 25 кг. Кольца на шею, руки и лодыжки они надевали после замужества. Количество бисерных ожерелий на шее соответствует статусу женщины и ее мужа. Сегодня этот обычай изменился. Носить подобные украшения больше не заставляют.
Предыстория
Нгуни — это четыре этнические группы банту: зулу, коса, свази и ндебеле. Скотоводы ндебеле в 16 веке переселились на Северо-восток Южной Африки из Натала и стали жить недалеко от района Претория, в стране зулусов. Ндебеле – народ воинственный. Сначала они воевали за земли с улусами, и в 19 веке мигрировали в Зимбабве в поисках более спокойной жизни. В течение нескольких десятков лет боролись с бурами Но в 1883 году они проиграли битву и оставили свои земли.
Искусство ндебеле
Изначально искусство ндебеле – это синтез живописи с архитектурой. Каждый дом ндебеле украшен яркими фресками с геометрическими узорами. Красочные узоры рисуют как снаружи, так и внутри домов. НО постепенно причудливые геометрические орнаменты стали делать из бисера, наносить на ткани и предметы интерьера.
В древние времена люди ндебеле украшали свои дома анималистическими узорами и цветами. Но потом пришли к замысловатым геометрическим фигурам и линиям. Через линии, их направление, геометрические фигуры. цветовую палитру ндебеле выражали свои эмоции, послания, несущие глубокий смысл. Узоры и цвета рассказывали о социальном статусе хозяев, о количестве детей, о важных событиях в жизни, таких как инициация, свадьба, рождение и так далее.
Правительство апартеида и ндебеле
Искусство орнаментов ндебеле было одной из форм сопротивления (сначала бурам, потом правительству апартеида), способом самоидентификации и сохранения культурного наследия.
Правительство апартеида не мешало рисовать геометрические фрески Ндебеле на стенах домов. Напротив, они поощряли этот вид народного творчества, который помогал создавать и поддерживать имидж сохранения племенных традиций. Во те времена возникали целые деревни с росписями ндебеле на стенах домов.
Именно женщины были носительницами всех ноу-хау искусства ндебеле
Миссия мужчин – построить дом. Дома ндебеле построены из высушенной глины, веток, глины, стволов деревьев и смеси навоза. Женщины раскрашивали фасады домов и стены в яркие цвета. Мужчины ндебеле часто были полигамны, поэтому над украшением одного дома могли трудиться несколько женщин.
Вы можете найти африканские ткани Ндебеле в нашем магазине:
Африканская ткань Tribal Print White
Африканская ткань Tribal print Ndebele
Живопись ндебеле не фигуративна. Это — подробный детализированный узор с красочной геометрией
Отличительная характеристика узоров Ндебеле – это сочетание ярких и чистых цветов, таких как желтый, синий, красный и белый. Эти цвета используются для того, чтобы подчеркивать геометрию рисунков и узоров, которые не образны и не отождествляются ни с духами, ни с животными, ни с людьми. При этом — разные узоры предназначались для разных случаев, передавали информацию о настроении и важных событиях семьи.
Для вдохновения использовали все вокруг
Геометрия узоров рождалась в непосредственном взаимодействии с природой и окружающим миром. Например, женщины водили руками по размоченной глине и смотрели, какие узоры проявляются.
Как и чем красили
Стены делили на секции. Рисовали линии мелом по диагонали через каждую секцию. Потом черный контур каждой секции. Следующий этап – заполнение пространства внутри черных контуров цветом и белилами. В финале контур еще раз закрашивали черной краской. Изначально рисовали просто пальцами, потом стали использовать куриные перья. А со второй половины 20 века и кистью.
В ход шли землистые и натуральные пигменты. Их измельчали и смешивали с водой. Была скудная палитра цветов: с оттенком охры, коричневый, белый и черный. Все фигуры на фресках создавались вручную, без штампов. Размер фигур, направление линий, цвета были важнее эстетики.
С течением времени искусство росписи ндебеле вбирало в себе современные технологии. Некоторые цвета появились в узорах Ндебеле в середине 20го века вместе с промышленной революцией. Например, при помощи стирального порошка стали делать ультрамариновый краситель для ткани. С годами стали доступны оксиды. В узорах появилось все больше ярких цветов: желтый, красный, зеленый. Но росписи на стенах домов приходилось ежегодно переделывать, потому что дожди вымывали пигменты. С 1970-х годов в красители стали подмешивать латекс, что сделало рисунки на стенах более устойчивыми к погодным условиям. Под влиянием внешнего мира сегодня в узорах ндебеле стали появляться фигуративные мотивы.
Мода на искусство ндебеле
Орнаменты Ндебеле в конце 20 века были вывезены в Европу. Сегодня большая часть ндебеле хранится в музейных коллекциях по всему миру. Этот стиль поразил фантазию европейцев.
Вдохновленные искусством ндебеле коллекции выпускали с Кристиан Лабутен, Александр Херчкович, Киван Холл, Мара Хоффман,
В 1991 году BMW 525i пригласили африканского художника для оформления прототипа автомобиля. Автомобиль занимающий 11-е место в коллекции Art Car Collection, стал первым автомобилем, украшенным женщиной-художником и стал произведением искусства.
В 2008 году также поступил концерт Фиат, оформив узорами ндебеле модель нового Fiat 500.
Сегодняшние дни
Много десятилетий воинственный народ ндебеле боролся за сохранение и защиту своего культурного наследия искусства. Но то, что не смогли искоренить буры и правительство апартеида, искореняет мировая экономка. В поисках работы ндебеле сегодня все чаще покидают свои деревни, у женщин больше нет времени красить свои дома. В результате искусство, дизайн и культура ндебеле угасают.