Бесплатная доставка при заказе от 8000 руб.
Заказы обрабатываются пн.-пт., с 9.00 до 18.00, Моб/WhatsApp:+79052216262
Vlisco logo

История Бренда Vlisco, который создал африканские ткани с восковым принтом Wax Print

История Бренда Vlisco, который создал африканские ткани Wax Print: создание, основные этапы становление и день сегодняшний.

Это история о том, как европейская колонизация повлияла на культуру целого континента, а культура целого континента, в свою очередь, на остальной мир.

В середине 19-го века европейские промышленники, познакомившиеся с индонезийским батиком, решили производить его в промышленных масштабах. Но в Индонезии, где батик является частью обрядов, а созданные на ткани рисунки обладают религиозным звучанием, импортные голландские ткани не завоевали популярности. Голландские промышленники были вынуждены эволюционировать и создали новый стиль печати и новый вид ткани – «Dutch Wax» — когда при помощи расплавленного воска на хлопок наносят африканские этнические орнаменты. В Африке, где одежду с принтами носили не только привилегированные особы и священнослужители, но и женщины среднего класса, новый вид ткани был принят, интегрирован в культурную среду и постепенно стал важным символом африканской культуры.

Wax Print Vlisco

Голландский восковой узор, созданный дизайнером Питом Снелом для Vlisco в 1936 году. У него несколько названий. Самый популярный-  Nsu Bura (по-гански — колодец для воды). В Нигерии этот дизайн известен как Record *похож на виниловую пластинку. (Wax Hollandais VL00633.213).

Wax Hollandais, Dutch Wax или Анкара

«Dutch Wax», также называемый «Wax Hollandais» — это хлопчатобумажная ткань, на которую при помощи специально созданных механизмов с использованием расплавленного воска и красителей нанесены принты. Этот метод печати был разработан в Голландии в середине 19-го века специально для африканского рынка. В Западной Африке эти ткани называют Анкара, во франкоговорящей Африке — pagne или tissu wax, а в Восточной Африке – kitenge. Изначально Dutch Wax был создан исключительно для африканских модниц. Европейские промышленники 19 века и подумать не могли, чтобы эти яркие африканские ткани были востребованы в Европе. Однако, времена меняются и в 20 веке ткани Анкара превратились в модный тренд.

Promotional campaign fashion shot for Vlisco’s 2018 Unique Naturals Collection (Photographed by Tim Verhallen for Vlisco)

Рекламная кампания коллекции Naturals Vlisco 2018 года (Фотограф Тим Верхаллен для Vlisco)

Почему 5,5 метров

В Африке ткани исторически продавались ярдами (0,914 метра). Африканцы покупали себе 6 ярдов ткани (примерно 5,5 метров), чтобы сделать костюм и тюрбан. В среднем ярд ткани Анкара весил около 100 грамм. 5,5 метров ткани с восковым принтом весили около 1 килограмма.

 

Кстати, в нашем магазине можно купить африканские ткани с восковыми принтами из Танзании, Кот Дивуар, ЮАР. Мы работаем напрямую с производителями из Африки.

 

Основные производители тканей с восковой печатью Wax Print в мире

Ведущим производителем на сегодняшний день является Vlisco Group (Vlisco Netherlands BV), частная компания, базирующаяся в Хелмонде, Нидерланды. Сегодня это единственный производитель тканей с восковой печатью в Европе. Текстиль Vlisco часто называют » Real Dutch Wax». Отличительная особенность этих тканей – 100% хлопок высочайшего качества, яркие и смелые цвета, геометрический, а часто даже психоделический, рисунок. За последние 30 лет холдинг Vlisco объединил ведущих африканских производителей хлопка по технологии Wax Print: бренды Vlisco. Uniwax, Woodin и GTP.

В 1908 году  в Манчестере была основана компания A. Brunschweiler & Company, известная как ABC Wax. В 1992 году компания ABC была приобретена Cha Textile Group из Гон Конга. В 2005 производство хлопчатобумажных тканей с восковыми принтами было перенесено из Англии году в Гану, на техническую базу фабрики Akosombo Textiles, еще одной дочерней компании Cha Group. Завод в Манчестере был закрыт Сегодня Akosombo Textiles – крупнейший производитель тканей с восковой печатью в Африке. На нём работает около 20 000 человек, но управляется завод китайскими менеджерами.

Еще одна крупнейшая африканская компания – DaViva. Базируется в Аккре, Нигерия. Она также является частью принадлежащей Гонконгу Cha Textile Group.

Основным китайским производителем аналогов хлопковой ткани с восковой печатью является компания Qingdao Phoenix Hitarget Printing & Dying Co, базирующаяся в Циндао, восточная провинция Шаньдун. Эта компания продает ткани марки Phoenix Hitarget. Как правило, дизайны для своих тканей Hotarget копирует с голландских тканей, печать узоров полностью механизирована, качество красителей и тканей существенно уступает оригиналам.

Подробнее о производителях африканских хлопковых тканей с восковой печатью мы рассказываем в этой статье.

Как появилась технология Wax Print

В 1844 году молодой амстердамский предприниматель Питер Фентенер ван Влиссинген вступил в управление небольшой ткацкой фабрикой своего отца в текстильном городке Хелмонд, к востоку от Эйндховена. На фабрике производили отбеленный хлопок для производства ситца, обивки мебели и носовых платков. 20-летний ван Влиссинген оказался во главе 50 сотрудников и фабрики, на которой было установлено совершенно новое печатное оборудование perrotine. Эти машины совсем недавно изобрел  французский инженер Луи-Жером Перро. Ван Влиссинген мечтал конкурировать с крупнейшими международными производителями.

Дядя ван Влиссингена, Фредерик (Фриц) Хендрик Фентенер ван Влиссинген, был владельцем сахарной плантации на острове Ява в Голландской Ост-Индии. Посетив небольшую фабрику батика в южной части Явы, Фриц отправил образцы тканей Питеру. Так появилась идея создавать имитацию батика в Голландии на фабричном производстве. И потом экспортировать его в Голландскую Ост-Индию. Чуть позже Флиссинген заказал изготовленную в Манчестере роллерную печатную машину Mather & Platt. К 1864 году на фабрике работало более 250 человек.

Литография фабрики П.Ф.ван Влиссингена и компании на Биннен-Параллельвег в девятнадцатом веке с замком и церковью Святого Ламберта на заднем плане.

Литография фабрики П.Ф.ван Влиссингена и компании на Биннен-Параллельвег в девятнадцатом веке с замком и церковью Святого Ламберта на заднем плане.

 

В тоже самое время еще один успешный предприниматель, Жан Батист Теодор Превинер, который основал фабрику Prévinaire в Бельгии, не только нанял опытных бельгийских рабочих и британских экспертов по переработке хлопка, но и провел исследования в области красителей и печати. После отделения Бельгии от Голландии, чтобы не потерять богатые Ост-Индийские рынки, он перевез свое производство в Харлем. Со временем он разработал специальную печатную машину под названием La Javanaise, которую его преемник зарегистрировал как торговую марку в 1854 году. Эта машина умела наносить тонкий слой смолы на отбеленную хлопчатобумажную ткань, тем самым имитируя оригинальный процесс батика. Когда смола высыхала, она слегка трескалась, оставляя на ткани тонкие прожилки и пузырьки. После окрашивания, стирки и сушки можно было повторять процедуру нанесения воска и дополнительных цветов, используя деревянные блоки с войлочной подкладкой, имитируя внешний вид тканей ручной работы. Эта техника оставалась секретной до 1910 года, а компания стала крупнейшим производителем хлопковых тканей с восковой печатью в Нидерландах. В 1875 году Prévinaire  была переименована в Haarlemse Katoenmaatschappij, известную как HKM.

Drawing of La Javanaise (from G. P. J. Verbong, Katoendrukken in Nederald vanaf 1800)

Рисунок La Javanaise (от G.P. J. Вербонга, хлопковая печать в Недеральде с 1800 года)

 

Так, две голландских компании, одна в Харлеме, другая в Хелмонде, на протяжении многих лет работы завоевали репутацию лучших производителей хлопка с восковой печатью и конкурировали друг с другом.

Следом за ван Влиссингеном и Превинером несколько других производителей в Голландии, Великобритании и Швейцарии решили автоматизировать трудоемкий ручной процесс создания батика и продавать свой хлопок в Ост-Индии. Было организовано несколько производств хлопковых тканей с восковой печатью в Цюрихе и Тургау.

 

Как африканцы оказались в Индонезии

В 1831 году голландцы на Яве начали вербовать западноафриканцев, предлагая им шестилетний контракт и обещание, что с ними будут нормально обращаться и платить также, как и европейским солдатам. В основном на эту военную службу шли бывшие рабы и должники, шли неохотно, набрать необходимое количество воинов не получалось. Осваивая африканский континент, голландцы дошли до королевства Ашанти, где начали покупать рабов и нанимать их на длительные сроки службы – до 20 лет – в нарушение международного запрета на работорговлю. В 1837 году они подписали соглашение, согласно которому король Ашанти Кваку Дуа I должен был поставлять 1000 человек в год в обмен на 6000 пушек с порохом. По истечении контракта, эти нанятые у короля Ашанти войны могли или вновь поступить на службу, или поселиться в Индонезии на острове Ява. Но большинство из африканских воинов мечтали вернуться домой. После 1840 года все больший поток западноафриканских солдат начал возвращаться со службы у голландцев в Ост-Индии. Возвращаясь, они привозили с собой подарки для близких. В том числе Индонезийский батик и голландские аналоги этого батика, которые быстро стали в Африке экзотическими предметами роскоши.

Поэтому к 70-м годам 19 века Западная Африка оказалась готовым рынком сбыта. Жители Африки устали от ранее импортированных печатных хлопчатобумажных тканей и с готовностью приняли голландский хлопок с восковой печатью. Тем более, что дизайнеры двух крупнейших фабрик стали печатать столь важные для африканцев их этнические орнаменты и создавать свои авторские интерпретации дизайнов, опираясь на африканские культурные традиции.

 

Как фабрики Vlisco переориентировались на Африканские рынки 

Когда Питер Фентенер ван Влиссинген умер в 1868 году, в его компании начался серьезный спад. В это время были вновь введены пошлины на голландский импорт, да и местные, яванские производители стали более конкурентоспособными. Они научились наносить воск при помощи медных штампов tjap, а не пером tjanting.

Потомки ван Влиссингена удвоили мощности, чтобы снизить производственные издержки и выдерживать конкуренцию с индонезийскими производителями. Но в 1883 году пожар полностью уничтожил фабрику. Ван Влиссингены не сдались и инвестировали в еще более крупную и современную фабрику, но конкуренция становилась все более и более непростой. Индонезийцы отдавали предпочтение местным производителям, европейские фабрики стали выпускать искусственные ткани, имитирующие восковую печать.

P.F.van Vlissingen & Co. решили осваивать новые рынки и начали экспорт тканей в Японию, Швецию, а потом и в Африку. Новаторская идея заключалась в том, чтобы выпускать для Восточной Африки ткани с их этническими рисунками. HKM не отставали от конкурентов и тоже пошли осваивать новые рынки. В 1876 году компания Vlisco решила экспортировать свой имитационный батик в Западную Африку. HKM начала экспортировать продукцию на Золотой берег Гвинейского залива в Западной Африке, который к тому времени стал британской колонией.

 

Развитие технологий Wax Print в первой половине 20 века

В 1906 году HKM автоматизировала производственный процесс, нанося смолу с помощью пары больших синхронизированных медных роликов, на которых был выгравирован узор. Эта технология по-прежнему с удивительной точностью воспроизводила эффекты микро трещин, характерные для батика. Также вручную, при помощи печатных штампов, можно было добавить дополнительные узоры и цвета. P.F. van Vlissingen & Co. быстро отреагировала, приобретя собственную машину для двусторонней роликовой печати.

К 1913 году хлопковые ткани с восковыми принтам от  P.F. van Vlissingen & Co.  продавались вдоль всего Золотого побережья Африки. Начало войны наложило серьезные ограничения на экспортеров, и HKM, будучи полностью зависимой от африканского рынка, была ликвидирована. Его активы и оборудование, в том числе пять машин для двусторонней вальцовой печати на смоле, были приобретены компаниями van Vlissingen, Ankersmit и Leidsche Katoen Maatschappij.

Hand block printing additional colours on wax printed cottons in the 1950s to 60s

Ручная блочная печать дополнительных цветов на хлопчатобумажных тканях с восковой печатью в 1950-х — 60-х годах

 

В 1927 году Van Vlissingen & Co. упростила свое название до Vlisco. К тому времени это был старейший и крупнейший производитель африканских хлопковых тканей с восковой печатью. Термины «Dutch Wax» и «Wax Hollandais» стали товарными знаками.

Хотя компания Leidsche Katoen Maatschappij экспортировала отпечатки в стиле Java в Западную Африку, ей не удалось закрепиться на рынке восковой печати. Она сильно пострадала от мирового экономического кризиса 1929 года и в 1936 году была ликвидирован.

Vlisco и Ankersmit оставались единственными крупными производителями хлопчатобумажной ткани с восковой печатью, но предпочли совместные действия вместо конкуренции. Бренды были связаны многочисленными торговыми соглашениями. В 1956 году они продолжили сотрудничество, основав совместную фабрику красителей NV Gamma.

Африканский рынок пережил значительный рост после Второй мировой войны. В 1957 году в рамках Британского содружества появился единый доминион под названием Гана. В 1960 году во франкоговорящей Африке появились Камерун, Того, Бенин, Нигер, Буркина-Фасо и Берег Слоновой Кости (Кот-д’Ивуар), а также британский протекторат Нигерия.

Крупнейший англо-голландский гигант Unilever начал проявлять интерес к индустрии тканей с восковыми принтами. В 1964 бренд Vlisco объединил компании Ankersmit и NV Stoomweverij Nijverheid Enschede (NV Steam Weaving).

Изготовление мемориальной доски - Мемориальная доска на заводе Vlisco

Изготовление дизайна  на заводе Vlisco

 

Развитие бренда Vlisco во 2 половине 20 века

После обретения независимости многие африканские страны стремились создать местные предприятия по производству локального текстиля, тем самым снизив свою зависимость от импорта. Vlisco начала переговоры с местными органами власти. В 1965 году они основали Ганскую текстильную полиграфическую компанию в качестве совместного предприятия с правительством Ганы. Также создали совместное предприятие  с компанией Juapong Textiles Limited в ганской глубинке Акосомбо для производств хлопчатобумажной ткани и ее последующий экспорт в Нидерланды, Гану и Кот-д’Ивуар. В 1967 году Vlisco создала еще одно совместное предприятие с правительством Кот-д’Ивуара под названием UniWax.

Так, отвоевав для себя этот рынок, Vlisco постепенно стала выходить из сегмента дешевых хлопковых тканей, предназначенных для среднего класса, и все больше концентрироваться на более качественных хлопчатобумажных тканях с восковыми отпечатками. Продажи Vlisco на африканском континенте стремительно росли. Африканская ткань, получившая название «real Dutch wax» на фоне борьбы африканских народов за независимость приобрела культурное значение как символ национального возрождения. Популяризовали эту ткань преимущественно женщины – торговки, которые активно распространяли хлопок от Vlisco по всему африканскому континенту, называя его Le Wax Hollandaise.

В 2010 году Vlisco была приобретена за 151 миллион долларов лондонской частной инвестиционной компанией Actis. В то время компания разрабатывала, производила и распространяла 50 миллионов метров фирменной ткани в год, главным образом в Западной и Центральной Африке, и в ней работало более 2100 человек, 1500 из которых базировались в Западной Африке.

Великолепная графика Vlisco

Великолепная графика Vlisco

 

Бренд Vlisco и борьба с подделками

На фабриках бренда Vlisco всегда работали лучшие дизайнеры, использовались самые качественные материалы и новейшие технологии. На протяжении всей своей истории Vlisco сталкивалась с проблемой подделок. Но из-за низкого качества поддельных тканей, конкуренты никогда не представляли для Vlisco серьезной угрозы. С конца 20 века на сцену вышли китайские производители, которые улучшили качество своей продукции и научились копировать новые дизайны с поразительной скоростью.  Поэтому в компании Vlisco решили разработать сложную систему брендирования и идентификации продукции, также – юристы компании начали защищать репутацию своего бренда во всем мире.

В 2003 году Vlisco приступила к реализации стратегии реорганизации под названием «Борьба с драконом». Все текстильные предприятия Африки в это время несли колоссальные потери из-за появления более дешевого китайского текстиля с восковой печатью. И многие из дизайнов этого текстиля были украдены у Vlisco.

Помимо активной рекламной кампании, открытия официальных представительств во всех регионах Африки, компания Vlisco стала реализовывать стратегию ежегодного и полного обновления дизайнов.

 

За  174 года торговли Vlisco создала невероятные 350 000 оригинальных дизайна тканей. Для сравнения, ABC Wax произвела всего 35 000 узоров.

 

Производственный Процесс создания тканей с восковой печатью

Техника восковых отпечатков, которую используют для создания батика, состоит из нескольких этапов:

  • Нанесение расплавленным воском рисунка на хлопчатобумажную ткань. Воск наносят при помощи пера, оттиска или палочки.
  • Окрашивание ткани. Те участки, на которые нанесен воск, остаются белыми. Так получается рисунок.
  • Удаление воска. Ткань погружают в кипящую воду. Воск плавится и всплывает на поверхность. Его собирают и могут использовать еще много раз.

 

Основателю бренда Vlisco Питеру Фентенер ван Влиссингену пришла идея механизировать процесс нанесения восковых узоров. Так появилась технология печати “Wax Hollandais”, которая на протяжении прошедших 170 лет была еще несколько усовершенствована, но базовые принципы остались неизменны.

Сложный производственный процесс Vlisco тщательно засекречен. Говорят, что он включает в себя около 27 отдельных этапов.

Синтетическая смола наносится на ткань с помощью двухслойных медных роликов. Затем ткань погружают в ванну с красителем для нанесения базового цвета. Краситель прилипает к участкам, свободным от воска.

На следующем этапе в промышленных стиральных машинах удаляется верхний слой смолы. При помощи механического перемешивания оставшаяся на ткани смола слипается в небольшие сферы и слегка растрескивается. Начинается вторая стадия окрашивания, когда ткань погружают во второй цвет. Он проникает на свободные от воска места, а также в микротрещины, сливаясь с первым цветом и создавая неожиданные узоры.

Благодаря поэтапному удалению воска, на тканях с восковой печатью остается эффект пузырьков и микротрещины, фирменные отличия печати Wax Print.

После второго окрашивания остаточная смола удаляется с помощью растворителя, который впоследствии перерабатывается.

Дополнительные цвета наносятся на дизайны при помощи роликовых принтеров. Цвета наносят поочередно, чем сложнее рисунок – тем больше повторяется этот этап.

Гравированные печатные цилиндры на заводе GTP в Теме в Гане

Печатные цилиндры на заводе GTP в Гане

 

Классификация тканей, которые производит холдинг Vlisco

Холдинг Vlisco производит четыре вида хлопковых тканей с восковыми принтам.

  1. Самые простые ткани, Wax Print,  создаются с использованием основного цвета, восковых узоров, нанесенных механически, и второго цвета. После на ткань вручную, при помощи печатных блоков, наносят дополнительные цвета. Этот вариант восковых принтов представлен на африканском рынке с начала 20 века и популярен до сих пор.
  2. Ткани, известные как Wax Hollandais состоят из одного или двух основных цветов с нанесением воскового узора. Один из цветов часто используется для создания эффекта лопающихся пузырьков, который придает тканям Wax Hollandais уникальный визуальный эффект – спонтанности и 3-D объема. Пузырьки и трещины — истинный признак качественной восковой голландской блочной печати.
  3. Самые качественные ткани маркируются как Super Wax. Они изготавливаются с использованием особо плотного, при этом тонкого хлопка. Ткани Super-Wax в основе всегда содержат минимум 2 цвета, а иногда и 3.
  4. Также с 90-х годов прошлого века, чтобы как-то конкурировать с производителями подделок, заводы компании Vlisco производят Java prints или Fancy prints. Эти ткани напечатаны на специальном оборудовании с использованием роликов, которые позволяют воспроизводить очень тонкие, детализированные и разноцветные рисунки, стилизованные под африканские этнические узоры. Но это – не восковая печать. Узор печатается только с одной стороны полностью механическим способом.

Подробнее о хлопке с восковой печатью мы рассказываем в этой статье.

 

Fansy print woodin

Fansy print от фабрики Woodin, которая входит в состав холдинга Vlisco

Значение хлопковых тканей Vlisco

Сегодня ткани Vlisco считаются символом африканской гордости, считаются африканской тканью, несмотря на то, что они разработаны и произведены в Голландии.

Ткани Wax Print в Африке до сих пор выполняют важную социальную функцию, придавая владельцу определенный статус. Причудливые принты и особенно подлинные восковые отпечатки означают, что владелец богат и успешен. Что еще более важно, они обладают способностью передавать послания, которые сложно передать словами.

Для примера, алфавитный узор, созданный в 1920 году, носили в основном женщины, которые ходили в колониальную школу и умели читать, писать и считать. Это означало, что они — грамотные и образованные. В современных интерпретациях этого дизайна буквы заменены на компьютеры. Подробнее о значении африканских рисунков мы рассказываем в этой статье.

Алфавит (Восковой голландский VL00017.019)

Алфавит (Wax Hollandais VL00017.019)

 

Переведено с сайта: http://www.asiantextilestudies.com/wax.html

Библиография

  • Ankersmit, Willem, 2010. The waxprint: its origin and its introduction on the Gold Coast, Masters Thesis, Leiden University.
  • Bruggeman, Danielle, 2017. Vlisco: Made in Holland, adorned in West Africa, (re)appropriated as Dutch design, Fashion, Style & Popular Culture, vol. 4, no. 2, pp. 197-214.
  • Delhaye, Christine, 2019. The Production of African Wax Cloth in a Neoliberal Global Market Vlisco and the Processes of Imitation and Appropriation, Fashion and Postcolonial Critique, pp. 246-280, Sternberg Press, Berlin.
  • Edoh, Amah Melissa, 2016. Doing Dutch Wax Cloth: Practice, Politics, and “The New Africa”, Doctoral Thesis, Massachusetts Institute of Technology, Boston.
  • Grosfilley, Anne, 2018. African Wax Print Textiles, Prestel, Munich.
  • Hemmings, Jessica, 2015. Dutch wax-resist textiles: Roger Gerards, creative director of Vlisco, in conversation with Jessica Hemmings, Cultural Threads: Transnational Textiles Today, pp. 66-91, Bloomsbury, London – New York.
  • Hoogenboom, Marcel; Bannink, Duco and Trommel, Willem, 2007. ‘Fighting the Dragon’ – The Reorganization of a Textile Printing Company in The Netherlands and West Africa, Internal working paper, WORKS project
  • Hoogenboom, Marcel; Bannink, Duco and Trommel, Willem, 2010. From local to global, and back, Business History, vol. 52, no. 6, pp. 932–954.
  • Kessel, Ineke van, 2012. Labour migration from the Gold Coast to the Dutch East Indies: Recruiting African troops for the Dutch colonial army in the age of indentured labour, Fractures and Reconnections: Civic Action and the Redefinition of African Political and Economic Spaces, pp. 61-86, Lit Verlag, Zurich.
  • Nabholz-Kartaschoff, Marie-Louise, 2019. Original or Imitation? Batik in Java and Glarus (Switzerland) in the Nineteenth Century, The Textile Museum Journal, vol. 46, pp. 190-209.
  • Ruschak, Silvia, 2016. The gendered luxury of wax prints in South Ghana: A local luxury good with global roots, Luxury in Global Perspective: Objects and Practices, 1600–2000, pp. 169-191, Cambridge University Press, Cambridge.
  • Spencer, Clare, 2020. Wax print: Africa’a pride or colonial legacy?, BBC News, London.
  • Sylvanus, Nina, 2016. West Africans ditch Dutch wax prints for Chinese ‘real-fakes’, The Conversation, UK.
  • Verbong, G. P. J., 1991. Coloristen en laboratoria: de ontwikkeling van het coloristische werk in de Nederlandse textielveredelingsindustrie, Tijdschrift voor de geschiedenis der geneeskunde, natuurwetenschappen, wiskunde en techniek, vol. 9, issue 4, pp. 216-231.
  • Vlisco official website.

 

Корзина

0
Добавьте товаров на 8000 руб. и доставка для Вас будет бесплатной!
0%
image/svg+xml

В Вашей корзине пока пусто

Продолжить покупки